Сфера e-commerce в России активно развивается, объем рынка в рублях в 2022 году по данным Data Insight увеличился почти на 40%. Во многом это заслуга маркетплейсов. На самую большую площадку — Wildberries, новые селлеры прибывают регулярно. Возникающая в связи с этим высокая конкуренция нередко приводит к правонарушениям в области интеллектуальной собственности — отмечают специалисты юридической компании SKEYLO.
Как пояснили юристы, большая часть продавцов не знакома с нюансами интеллектуальной собственности, так как пришли в электронную коммерцию из офлайна. Потому часто сталкиваются с ситуациями, когда к ним обращаются с претензиями правообладатели.
«К объектам авторского права на Wildberries относятся, в том числе, фото и видеоматериалы, тексты описаний карточек, инфографика. Многие селлеры не знают, что использование данных чужих объектов может грозить получением претензии, выплатой правообладателю ощутимой компенсации — до 5 млн рублей, и блокировкой карточки. Другие продавцы, наоборот, страдают от подобных действий, но без помощи юристов пресечь их непросто», — рассказали специалисты юридической компании SKEYLO.
Спекулируют на интеллектуальной собственности и недобросовестные конкуренты. К примеру, полностью копируют уникальный дизайн популярных товаров. Если селлер на защитил его соответствующим образом — то теряет ощутимую долю прибыли.
«Еще одно распространенное явление — паразитирование на чужом успешном бренде: конкуренты копируют дизайн его товаров, размещают чужой логотип на своих, сами реализуют продукцию бренда. Если он не зарегистрирован, то такие действия отнимают у компании немалую долю прибыли», — сообщили представители юридической компании SKEYLO.
И это далеко не самое неприятное — незарегистрированный бренд любой может закрепить за собой. И продавец, создавший и раскрутивший его, просто останется не у дел. Потому перед началом торговли обязательно нужно уладить все юридические вопросы.
Это позволит застраховаться и от значительных потерь при реализации товаров зарубежных компаний. Не секрет, что многие селлеры выходят на Wildberries с товарами китайских брендов. Но не все в курсе, что перед выходом на российский рынок необходимо проверить, не зарегистрирован ли китайский бренд за кем-то в РФ. Некоторые недобросовестные продавцы используют данный нюанс в своих целях: после регистрации прав на китайский знак подают жалобу на всех, кто торгует аналогичными товарами.
«Остальные селлеры в результате таких действий лишаются возможности реализовывать товар и теряют прибыль. Также недобросовестные правообладатели могут потребовать гигантскую компенсацию или заключение лицензионного договора с такой суммой роялти, что торговать этим товаром будет бессмысленно», — пояснили специалисты юридической компании SKEYLO.
Своевременная регистрация товарного знака позволит использовать свой, а не чужой бренд, и проблемы не возникнет. В целом, юристы отмечают значительное увеличение количества запросов селлеров в сфере интеллектуальной собственности. В условиях растущей конкуренции предприниматели стремятся максимально обезопасить свой бизнес — как от нарушения его прав, так и от претензий со стороны. Чек ошибки слишком большой: пока идут разбирательства, место в нише уже будет занято другими.