Четверг, 28 марта

Роль игры в обучении

15 апреля 2021

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Один из важнейших феноменов человеческого существования.

Специалисты выделяют некоторые «черты» данного феномена:

  • игровая деятельность является развивающей, свободной, происходит она по желанию обучающегося, само действо направлено на удовольствие, а не только на результат; 
  • у игры есть правила (прямые или косвенные), которые отражают ее суть, последовательность её развития, ее логику;
  • эмоциональность, соперничество, состязательность, конкуренция и пр.

В игровой деятельности присутствует «мотивация», и это очень важно, так как для некоторых детей, момент «мотивации» тормозит образовательный процесс. Мотивация обеспечивается добровольностью игры, возможностями выбора и элементами соревновательности, которые удовлетворяют потребности обучающихся в самоутверждении и самореализации.

Игровая деятельность выполняет ряд важных функций:

— социокультурную — функция воспитания, формирование ребенка как личности и пр.;

— коммуникативную;

— самореализации;

— диагностическую — выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры и пр.;

— игротерапевтическую

— функцию коррекции

— развлекательную

В структуру игры входят:

  • роли, которые берут на себя играющие/обучающиеся;
  • игровые действия (выступают, как средство реализации этих ролей);
  • игровой инвентарь (вариативно);
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет.

Значение игры невозможно переоценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, терапию и пр.

Свою нишу игра заняла в педагогике, в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях. Игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения и понимания темы или даже целого раздела учебного предмета.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство мотивации учащихся к учебной деятельности.

Статья подготовлена Автономной некоммерческой организацией Центр развития и реабилитации детей и взрослых «Энергия движения» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.