Программа маркировки товаров, внедренная российским правительством, все больше расширяется. Власти намерены охватить ею все товары в Российской Федерации.
Для чего нужно маркировать питьевую воду
Вслед за такими товарами, как сигареты, молоко, туфли и шубы, список продуктов, подлежащих обязательной маркировке, пополнила бутилированная питьевая вода. Не обошло нововведение и пиво со слабоалкогольными коктейлями. Как сообщают в Кремле, президент уже подписал соответствующий указ.
До 1 апреля следующего года маркировать напитки будут в рамках эксперимента. Если он окажется успешным, маркировка станет обязательной.
До конца 2020 г. маркироваться будут автомобильные покрышки, а в 2021 г. к ним прибавятся еще ряд товаров. Каждой единице товара присвоят индивидуальный код, который можно отследить в течение всего цикла до продажи конечному потребителю или отправке в утиль.
В Министерстве финансов видят в этом спасение от засилья фальсифицированной продукции.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев подчеркивает, что это будет еще один налог, который ляжет на плечи производителей. В цену маркировки войдет код, оснащение и материалы для его нанесения. Пока озвучена только регулируемая цена кода – 50 копеек без НДС. Что же касается затрат на оснащение, то они могут быть самыми разными и зависеть от конкретного производителя.
Кто будет заниматься маркировкой напитков в России
На территории России есть только один центр маркирования, который функционирует с 2019 г. Он находится во владении олигарха Алишера Усманова. В его руках сосредоточена почти половина производства. Остальная часть разделена между государственной корпорацией Ростех и Александром Галицким, управляющим партнером компании Almaz Capital Partners.
Центр функционирует на основе частного и государственного партнерства. В марте 2019 г. он начал выполнять работу, которая раньше была прерогативой ФСН.
По мнению специалистов, это очень похоже на еще одну систему Платон, с той лишь разницей, что надо платить не только дальнобойщикам, а всем жителям страны.
Есть ли альтернатива?
Альтернативой могла бы стать система, созданная товаропроизводителями. Все они могли бы выпустить перечень своей продукции и отслеживать спрос на нее. Тогда информация вносилась бы в общую базу. Каждой точкой контакта был бы один из изготовителей или организация по торговле.
В этом случае товар регистрировался бы в системе и считался частью базы данных. Это гарантировало бы соблюдение правильного баланса интересов всех сторон процесса.