Воскресенье, 7 апреля

Эксперт ЛАНИТ поделился опытом подготовки ИТ-специалистов для машиностроительной отрасли

29 декабря 2022

Уже достаточно продолжительное время в России наблюдается проблема подготовки инженеров и ИТ-специалистов для машиностроительных предприятий.  Острый дефицит существует в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и других промышленных городах. Особым спросом пользуются специалисты, имеющие знания и опыт разработки и внедрения цифровых решений.

Директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ Александр Романов отметил, что зачастую компетенций молодых специалистов оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей отрасли. Это связано с тем, что крупнейшие машиностроительные холдинги заинтересованы в постоянном повышении уровня применения современных передовых технологий на производстве. Помочь в решении данной проблемы, считает эксперт, могут крупные ИТ-компании, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства.

ЛАНИТ практикует несколько форм обучения. Классическая форма — академические программы созданные для университетов в соответствии с их запросами  и  отраслевой спецификой. “Этот тип подготовки нацелен на то, чтобы уже после окончания курса студент, пришедший на предприятие, мог применить полученные знания и навыки на практике”, — добавил Александр Романов.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 уже много лет существует отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. Академическая программа курса построена на учебном модуле по методологии нисходящего контекстного проектирования, который позволяет студентам получить глубокие знания о технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем.

Разработка единого цифрового макета изделия разделяется на несколько этапов, при этом методология позволяет сократить цикл за счет параллельного проектирования. “Все цифровое проектирование нужно делать по возможности бесшовно. Для того, чтобы сократить цикл разработки конструктор, технолог не выходят из системы, они все делают непосредственно в ней, так же, как и все остальные ее пользователи. Единая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования позволяет драматически снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий”, — пояснил Александр Романов.

Вторая форма обучения, проектная, максимально приближена к процессу работы в реальном конструкторском бюро. В качестве примера Александр Романов приводит проект Formula SAE. Это международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, которые проходят уже более 40 лет.  В 2012 году в  МГТУ им. Н.Э. Баумана была сформирована команда Bauman Racing Team. Ключевой целью проекта является проектирование и изготовление гоночного болида для участия в соревнованиях. Благодаря этому, за год проектная команда может пройти весь жизненный цикл изделия. Ценность подобных проектов, уверен эксперт, заключается в возможности отработки собственной методологии, а также проверки эффективности методов, рассчитанных на большие производственные объемы, в процессе работы в условиях сжатого цикла. “Для любого конструкторского бюро и завода стандарты проектирования – дело чрезвычайно ответственное, критически важное. Мы используем стандарты из реальной практики наших клиентов, машиностроительных предприятий”, — подчеркнул Александр Романов.

Еще один интересный пример —  проект по оцифровке нескольких изделий, разработанных заказчиком  ЛАНИТ. Над проектом работали учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ, а также сотрудники предприятия, которые стали наставниками студентов.

В результате на полную оцифровку двух сложных и крупных изделий ушло менее двух лет. Кроме того,  методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и реального процесса изготовления детали, благодаря чему участникам удалось исправить существующие ошибки в документах. Большая часть студентов после завершения проекта продолжила работу на предприятии, при этом некоторые из них впоследствии стали руководителями отделов.

В настоящее время деятельность ЛАНИТ направлена на наращивание опыта поддержки инженерного образования и дальнейшее масштабирование обучения. Решению этой задачи способствует активное сотрудничество с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — поделился Александр Романов.

Помимо этого, ЛАНИТ планирует реализацию совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по созданию специализированного устройства для нового поезда.

“Другой наш новый партнер – Уральский федеральный университет (Екатеринбург). На базе университета создается передовая инженерная школа, в проекте участвует много предприятий региона. Здесь тоже важна наша экспертиза в PLM и опыт отработки навыков на практике”, — рассказал Александр Романов.

Также эксперт обратил внимание на значимость государственной поддержки в контексте создания новых образовательных площадок: “Шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая нацелена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями”.