15 мая 2020 года исполнилось бы 95 лет лауреату Государственной премии СССР, нашей землячке, почетному гражданину города Вязьмы, народной артистке СССР Людмиле Ивановне Касаткиной (1925–2012).

В 2004 году Смоленский государственный драматический театр впервые за свою историю предпринял попытку подготовить молодых актеров на базе высшей школы – Смоленского государственного института искусств.

С первого сентября 2004 года выдержавшие конкурсные испытания абитуриенты стали студентами СГИИ и приступили к занятиям по специальности «Артист драматического театра и кино». Специальные предметы они изучали в театре под руководством тогдашнего главного режиссера театра Виктора Прокопова и преподавателей­актеров, общеобразовательные – на базе института.

Но ничего бы этого не случилось, если бы не народные артисты СССР Людмила Касаткина и Сергей
Колосов
. Без них в институте не удалось бы открыть актерский факультет. Всё дело в том, что мастерами курса могут быть только знаменитые артисты. Так что не согласись Людмила Ивановна и Сергей Николаевич – СГИИ не получил бы лицензию.

Пересядем по цвету глаз

Едва студенты первого актерского курса успели немного привыкнуть друг к другу, войти в ритм жизни института, состоялось их знакомство с художественными руководителями курса – народными артистами СССР Людмилой Ивановной Касаткиной и Сергеем Николаевичем Колосовым. Было это 17 сентября в Москве. Думаю, впечатление от этой встречи осталось у ребят на всю жизнь. Именно так и было задумано. Вместе со своими преподавателями по театральным предметам В.Л. Прокоповым, С.Р. Назировым, Л.С. Лисюковой, Е.И. Егоровой, во главе с ректором института Е.А. Сергеевым вчерашние абитуриенты побывали в Центральном Академическом Театре Российской Армии на спектакле по пьесе Д. Патрика «Странная миссис Сэвидж» (постановка С.Н. Колосова, в главной роли неподражаемая Людмила Касаткина).

А по окончании спектакля встретились с мастерами курса. Каждый показал фрагмент подготовленной для вступительных испытаний программы, включающий поэтический или прозаический отрывок, а также музыкальный номер. Некоторых ребят профессора попросили продемонстрировать свое умение танцевать. Короче, знакомство состоялось.

К.С. Станиславский называл актерское мастерство факелом, который «может быть передан только из рук в руки, и не со сцены, а лишь путем преподавания, путем открывания тайн, с одной стороны, и ряда указаний, упорного и вдохновенного труда для восприятия этих тайн – с другой». Думается, эти слова великого теоретика отечественного театра, создателя знаменитой на весь мир Системы его имени могли бы как нельзя лучше послужить подтверждением того, насколько важны для начинающих подобные встречи.

В ходе разговора профессор Л.И. Касаткина, которая, как известно, обладает волшебным волнующим голосом, блистательно провела со студентами мастер­класс по речи – самому, пожалуй, важному предмету актерской учебной программы. «Говорунов много во всех профессиях, – заметила она, объясняя студентам свой подход к искусству сценической речи, – актер же должен представлять».

Любопытными замечаниями поделился с ребятами и их преподавателями профессор С.Н. Колосов.

«Глядя на сегодняшних студентов актерского факультета, – сказала куратор курса заслуженная артистка России Людмила Лисюкова, – вспоминаешь себя и своих однокурсников. Когда‑то была такая песня первокурсников:

 

Собираем, лепим себя по крохам –

Подголоски, а не певцы,

Мы – начинающие скоморохи,

Мы – завтрашнего дня творцы.

Остановись, постой, помолчи,

Как тогда, как в первый раз…

То на солнце, то просто при свете свечи

Пересядем по цвету глаз…

 

Помню, это было самое любимое наше упражнение: пересесть по цвету глаз. По сути, мы еще не умели смотреть друг другу в глаза, не умели читать, что в этих глазах, не видели всей глубины… С этого же начинают и сегодняшние студенты. Учатся смотреть и видеть, слушать и слышать. Хотя многие из них до сих пор не могут поверить в то, что стали студентами актерского факультета».

Смоляне аплодировали Касаткиной стоя

А по возвращении в Смоленск новоиспеченные студенты познакомились с замечательной нашей актрисой, заслуженной артисткой Армянской ССР Верой Яковлевной Простаковой (на снимке справа). Вера Яковлевна училась с Людмилой Ивановной Касаткиной на одном курсе ГИТИСа и всю жизнь с ней дружила. У меня сохранилась запись воспоминания Веры Яковлевны о дружбе с Людмилой Ивановной.

– С Людмилой Касаткиной меня судьба свела в 1943 году. Хорошо помню сбор нашего курса в ГИТИСе. Когда я вошла в аудиторию, мой взгляд остановился на хрупкой изящной блондинке с очень выразительными глазами. После окончания беседы я подошла к ней, мы разговорились, меня поразил ее чудесный голос, типично московский говор. В разговоре мы узнали, что обе смолянки. Так началась наша дружба. Все годы учебы мы были вместе. Работали над отрывками, этюдами, бывали друг у друга, вместе готовились к экзаменам. У Людочки было много поклонников, одним из них был студент режиссерского факультета Сергей Колосов, после окончания института они составили хорошую, дружную семью. У них замечательный сын Алеша, он кандидат наук, музыковед.

В 1947 году мы окончили институт, и наши пути разошлись. Я приехала в родной Смоленский театр, а Людочка осталась в Москве, стала актрисой театра Советской Армии. В богатой галерее сценических образов, созданных ею, есть образцы театрального искусства. Людмилу Касаткину отличает от других актрис яркая индивидуальность, широта диапазона, разноплановость образов и характеров – от Ани Морозовой, юной бесстрашной мужественной разведчицы («Вызываем огонь на себя»), до Катарины («Укрощение строптивой»), от «Укротительницы тигров», задорной, способной на всякие выдумки храброй дрессировщицы, до беззащитного кроткого создания в фильме «Душечка».

Я всегда с радостью смотрю фильмы с участием Людмилы Ивановны, особенно те, которые снял режиссер Колосов, ее муж. Это и «Вызываем огонь на себя», и «Операция «Трест», и «Дороги Анны Фирлинг», и «Мать Мария», и «Помни имя свое».

Недавно исполнилось 40 лет первому многосерийному игровому телевизионному фильму «Вызываем огонь на себя» с Л.И. Касаткиной в роли главной героини – партизанки Ани Морозовой. И не все знают, что 8 мая 1965 года (через два месяца после премьеры фильма) был подписан Указ о присвоении Анне Морозовой звания Героя Советского Союза. В 1996 году С.Н. Колосов был удостоен премии Академии российского ТВ «За личный вклад в развитие телевидения».

Долгие годы Людмила Ивановна и Сергей Николаевич преподавали в ГИТИСе, выпустили несколько актерских курсов – педагоги они замечательные! Теперь эстафету Москвы принял Смоленск. Для студентов и преподавателей – это счастье, ценнейшие уроки актерского мастерства и человеческого общения.

Но мне хотелось бы сказать о моей подруге не только как о талантливой актрисе театра и кино, талантливом преподавателе, но и как о добром, отзывчивом человеке, которого не испортили слава и известность.

Людмила Ивановна любит Смоленск, не раз здесь бывала, даже играла на сцене нашего театра. Она приезжала и на мои юбилеи, бенефисы, потрясающе читала со сцены стихи, смоляне долго ее не отпускали, аплодируя стоя…

Посмотреть на сайте источнике