О подготовке учреждений образования к новому учебному году, о нехватке учителей в Смоленске, о пристройке к школе № 33, питании в школах и не только – наша беседа с начальником Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска Людмилой Иваниченко.

– Людмила Борисовна, на каком этапе сейчас находится подготовка школ к новому учебному году?

– В этом году очень рано обозначены даты приемки учреждений образования. В начале августа мы уже должны были принять школы. Поэтому мы начали приемку образовательных организаций, в том числе школ, ещё с 26 июля. На сегодняшний день приемка школ закончена – к нашей радости приняты все школы и организации дополнительного образования. Сейчас идёт приемка детских садов к новому учебному году.

Ранние сроки, конечно, создали для нас определенные проблемы, потому что в июне­июле у нас на базе школ работали 27 пунктов проведения экзаменов в период государственной итоговой аттестации и оздоровительные лагеря с дневным пребыванием для детей. И в это же время мы вынуждены были начинать их подготовку к новому учебному году.

В этом году особое внимание было уделено со стороны служб государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора и Росгвардии. Изменилась система приемки образовательных организаций этими службами, они выходят в школы заранее и дают нам предписание. Представители службы Госпожнадзора и Росгвардии работали с нами на приемке весь период. Нужно отдать им должное: они были очень внимательны и щепетильны. Подробно рассматривались все необходимые документы, объекты, помещения, которые связаны с обеспечением безопасности во время образовательного процесса. Новые требования, конечно, сложны для нас, но они хороши тем, что позволяют выявить и устранить проблему прямо в ходе проверки.

– Большая проблема школ – нехватка учителей. Как в этом году обстоит дело с педагогическими кадрами в Смоленске?

– Такая проблема действительно есть, но это проблема не только города Смоленска, а всей системы образования. Но у нас тоже есть отдельные задачи, которые хотелось бы решить. В первую очередь не хватает учителей иностранных языков. Это связано с тем, что с прошлого года в школах в качестве обязательного предмета ввели второй иностранный язык. Есть нехватка учителей информатики. Область применения знаний в сфере информационных технологий распространяется далеко за рамки образовательной деятельности в школах, и эти специалисты востребованы сейчас везде.

Неоднократно я говорила о том, что нам хотелось бы видеть больше специалистов­мужчин: учителей физкультуры, учителей ОБЖ, учителей физики. Сегодня нехватка педагогов­мужчин особенно чувствуется, потому что большое внимание мы уделяем гражданско­патриотическому воспитанию. И хорошо, когда у детей перед глазами есть пример мужчины, который служил в армии, понимает, что такое защищать родину, который может на своем примере и на примере своих близких сказать, что такое патриот в современном понимании. И хотелось бы, чтобы у нас в школе было больше таких людей. Можно сказать, что учитель­мужчина – это тоже проявление гражданского патриотизма.

Что касается кадровой проблемы, на начало учебного года мы постараемся закрыть все вакансии, используя те инструменты и механизмы, которые есть в школе. Это и перераспределение нагрузки, и увеличение количества часов. Школа обеспечит реализацию учебного плана, как бы тяжело это ни давалось. Но хотелось бы видеть в школах больше молодых специалистов, чтобы решить проблему большой нагрузки на учителя.

– Откроется ли в этом году долгожданная пристройка к 33‑й школе?

– Вопрос своевременный и актуальный в последнее время. Он не относится к полномочиям города, это нацпроект, и курирует его Департамент Смоленской области по образованию и науке. Сегодня к этому объекту привлечено столько внимания, что этим вопросом занимаются все: и губернатор Смоленской области Алексей Островский, и глава города Смоленска Андрей Борисов, и строительные организации, и организации, курирующие образование. Нам бы очень хотелось, чтобы пристройка была сдана к 1 сентября, но этого точно не будет, я не могу вводить в заблуждение всех, кого это интересует. Будем надеяться на то, что к концу года мы будем максимально приближены к этому ожидаемому событию.

– После открытия пристройки к 33‑й школе планировалось начать строительство школы в Соловьиной Роще. Планы не изменились?

– Вопрос актуален независимо от введения в эксплуатацию пристройки к 33‑й школе. Строительство школы в Соловьиной Роще с этим не связано. Это совершенно самостоятельные объекты, и они будут строиться в рамках нацпроекта «Образование». Но стройка в Соловьиной Роще заложена на 2020 год, тогда можно будет об этом говорить и планировать.

– Недавно у школьников появились уроки робототехники. Как это проходит в Смоленске?

– Уроки робототехники не вводятся в школах в обязательном порядке. Робототехника – одно из очень интересных направлений, на котором сейчас делается большой акцент и в сфере дополнительного образования, и в сфере общего образования, потому что робототехника связана с математикой, физикой, информатикой. А технические науки являются одними из самых приоритетных в сфере образования.

Поэтому и мы в системе образования города Смоленска стараемся внедрять такие актуальные, перспективные и востребованные направления деятельности, как робототехника. Пока робототехника реализуется через кружковые занятия, то есть через систему дополнительного образования.

Есть сложности, потому что робототехника – это материально затратное направление. Я не имею в виду лего, потому что лего – это первый уровень, который привлекает детей к занятию конструированием, после конструктора и рождается интерес к робототехнике. Лего не такое материально затратное направление, поэтому сейчас оно реализуется у нас во всех школах в рамках внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования. Если же говорить о робототехнике в более серьезных масштабах, то пока мы только выстраиваем работу в этом направлении. У нас есть отдельные кружки робототехники, где ребята занимаются именно конструированием. Я думаю, за этим направлением будущее, поэтому мы будем стараться развивать робототехнику.

– После успешного внедрения в школе № 40 электронных школьных карт их собирались вводить и в других школах. Как это проходит и в каких школах?

– Это был эксперимент, и он продолжается. Я бы сегодня не стала называть конкретные школы, где будет продолжаться внедрение электронных карт, потому что здесь нужно подготовить соответствующую базу, посмотреть на имеющиеся условия. Над этим мы сейчас работаем, но то, что это будет несколько школ (примерно пять), однозначно. 40­я школа среди этих школ будет точно, остальные школы мы пока отбираем, нужно подготовить к внедрению школьной карты и образовательные организации, и родителей, и детей. Среди родителей и детей должно быть понимание, что это за карточки, как ими пользоваться, как осуществлять контроль за использованием ребенком этой карты. Но результаты нашей работы будут видны в сентябре, потому что сейчас нет возможности провести беседы с родителями.

– Но эти карточки удобны в использовании?

– На наш взгляд, удобны. Но у нас есть и другие участники этого процесса: дети, родители или те, кто организует питание. Поэтому чтобы этот эксперимент состоялся, нужно положительное мнение всех участников. Более того, есть категория детей и родителей, которые уже привыкли к карточкам на уровне бытового обслуживания. А есть семьи, у которых карты ещё не в ходу, поэтому они с осторожностью воспринимают идею электронных школьных карт. У тех, кто обслуживает школы и организует горячее питание, тоже возникают вопросы: как будут приходить деньги, как будет происходить перечисление, кто будет осуществлять контроль. Внутри этого механизма много вопросов, которые мы сейчас решаем.

– Людмила Борисовна, полгода назад была поднята шумиха с законопроектом о питании в школе. В итоге закон, если я не ошибаюсь, не приняли. А будут ли какие‑то изменения с питанием в смоленских школах?

– Никакого закона на сегодняшний день не принято. Мы пока самостоятельно решаем эту проблему. В основном всё остается так же, как и раньше. Сейчас проводятся конкурсы на оказание услуги по организации горячего питания и обеспечению горячим питанием учащихся общеобразовательных организаций. Управление пришло к выводу, что сегодня в процессе организации питания необходимо ввести некоторые обязательные требования, например, заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, чего не было раньше. Выигравшие конкурс просто заходили в школу и организовывали питание. Мы убеждены – договор должен заключаться, потому что школа – это объект повышенной антитеррористической безопасности.

Пока у нас остается та же сумма за порцию завтрака – 30 рублей. Возможны привлечения родительских или внебюджетных средств. Это позволит расширить возможности организации питания. Основная наша задача – не сломать старую систему, а усовершенствовать её, поставить на правильные нормативные рельсы.

– В каких учреждениях образования прошел ремонт?

– Текущий ремонт (покраска, обновление) прошел практически во всех образовательных организациях в течение лета. Есть несколько объектов, где осуществляются сложные работы, например, ремонт фасадов в 11‑й и в 36‑й школах. К 1 сентября эти работы будут закончены.

– В детском саду № 80 «Веснушка» недавно выявили кишечную инфекцию. Как сейчас там обстоит дело?

– Ситуация действительно была сложная, потому что нам даже пришлось закрывать детский сад № 80 на карантин из­за выявления кишечной инфекции. Там были проведены необходимые мероприятия, для того  чтобы остановить очаг распространения, погасить эту инфекцию и проверить безопасность учреждения для детей. Все сотрудники прошли обследование и сдали необходимые анализы. Сегодня карантин уже снят, последняя дезинфекция показала, что нигде в образовательных учреждениях не обнаружено наличие кишечной палочки. Но в связи с серьезностью ситуации и в соответствии с постановлением Роспотребнадзора ещё в течение месяца будет производиться наблюдение за этим детским садом, в том числе и за сотрудниками.

– В остальных детских садах должны были пройти проверки. Они что‑нибудь выявили?

– Мы докладывали главе города Смоленска Андрею Александровичу Борисову о происходящем в детском саду № 80, и именно он дал поручение проверить все остальные детские сады. С 5 августа началась приемка детских садов, в рамках которой мы будем выполнять это поручение. О результатах проверок ещё говорить рано.

– Чем будет отличаться новый учебный год?

– Самое большое отличие нового учебного года от предыдущих будет заключаться в постановке цели. На ближайшие пять лет наша цель – реализация национальных проектов образования.

– Спасибо, Людмила Борисовна за беседу. Успехов Вам!

Беседовала Александрина САБУРОВА

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовой информации

Посмотреть на сайте источнике